Династия
/
Коржев Гелий Михайлович биография

Коржев Гелий Михайлович биография

   Я родился в Москве, в 1925 году. Профессия моего отца – парковый архитектор. Он много лет работал над озеленением Москвы. Мама – учительница одной из московских школ, где проработала более сорока лет. Десять лет назад, в один год, я их потерял.
   С десяти лет занимался в детских художественных студиях Москвы. В 1939 году был принят в Московскую среднюю художественную школу, в третий класс. В художественной школе началось профессиональное обучение у педагогов – художников. Здесь же зарождалась среди учеников и творческая дружба, продолжающаяся до сегодняшнего дня.
   Во время войны школа выехала в Башкирию и размещалась в большом селе Воскресенское. Два года проведённых учениками школы в деревне, среди природы, надолго определили творческое лицо школы. Мы, городские ребята, оставшись на два года без музеев и выставок, увидели, что красота находится в природе, в простых людях, что окружали нас.
   В 1944 году я окончил школу и в этом же году поступил в Художественный институт им. Сурикова, на отделение живописи. Много прекрасных художников – педагогов тогда работали в институте. Педагогами у меня были С. В. Герасимов, Н. X. Максимов и В. В. Почиталов. И хотя бытовые условия жизни были трудными, учёба шла очень интенсивно.

   В 1950 году закончил институт, получив звание художника – живописца. Первые самостоятельные шаги всегда очень трудны. Нужно было найти свою тему, свой язык и просто самого себя. Нужно было научиться зарабатывать деньги на жизнь так, чтобы не мешать развитию творчества. Я понимал, что знаний и умения ещё очень немного и чтобы развиваться необходимо участвовать на выставках. Там, рядом со старшими художниками и своими товарищами лучше понимаешь свои недостатки и свои возможности. Вскоре, в Москве стали организовываться молодёжные выставки, которые стали второй школой. На этих выставках мы набирались опыта и уверенности.
   Послевоенные годы стали временем возмужания художников моего поколения. Война внесла в понятие «Социалистический реализм» свои поправки. В искусстве тех лет стало гораздо больше правды. Волна восхвалений стала спадать, а изображение жизни простых людей начали доминировать на выставках. С той поры прошло много лет. Множество выставок, городских, республиканских, больших и маленьких, стали местом развития моего творчества. Неудачи чередовались с удачами. Нужно сказать, что неудачное выступление на выставке, помогало разви тию значительно больше,
чем успех.
   Я, довольно рано, начал работать педагогом. Мой учитель Герасимов, в 1951 году, пригласил меня в Строгоновский институт преподавать живопись на младших курсах. И эта работа была полезной для меня. Уча других, я учился сам. Закончил свою педагогическую карьеру зав. кафедрой отделения монументальной живописи в 1984 году.
   Но главной работой я считал создание картины. Пока был молод, то легко совмещал обе де ятельности. С возрастом пришлось оставить только работу в мастерской, у холста. Так ежедневно только этим и занимаюсь. Работаю с удовольствием и радостью оттого, что дело всей жизни со мной, что я не ошибся в юности, сделав свой выбор.
   Я могу говорить зрителю о том, что думаю, что люблю, могу поделиться всем пережитым. Это ли не счастье? Но не всё так безоблачно. Рядом постоянно живёт неудовлетворенность от сделанного, так далёкого от совершенства. Много времени я отдал общественной работе. С 1968 г. по 1976 г. был председателем Союза художников РСФСР. Работа трудная и плохо сочеталась с творчеством. За эти восемь лет удалось собрать группу художников – секретарей единомышленников, что стало фактором прихода новых идей и методов в развитии нашего искусства.

   Много новых имён и произведений появилось на наших выставках. Все члены моей семьи – художники, а все вместе мы составляем маленький союз, где есть почти все специальности: живописцы, скульпторы, монументалисты, прикладники, дизайнеры. Нет графиков, но растёт маленький внук и есть надежда, что он заполнит этот пробел. Это конечно шутка, но радостно, что искусство будет жить в нашей семье, когда старших представителей уже не будет.
   Прошло почти 50 лет творческого труда. Много работ было создано. Были радости и огорчения. И как всегда, мечта всё ещё впереди и как всегда, недостижима. Много работ ушло из мастерской. Следы многих из них потеряны. Остаётся надежда, что где-то они живы и служат людям.

 

   Г. Коржев.
   Февраль 1998г. Москва