Художник
/
Биография

Биография

Я родился в Москве в 1925 году.

1925 — Гелий Михайлович Коржев родился 7 июля в Москве (ул. Пятницкая, дом 43)
в семье архитектора Михаила Петровича Коржева и Серафимы Михайловны Коржевой.

Мой отец парковый архитектор, много сил положивший на озеленение Москвы.

Михаил Петрович Коржев (1897–1986) родился в Калуге — архитектор советского авангарда, один из основоположников советской ландшафтной архитектуры. Практически все бульвары, парки и прочие крупные памятники ландшафтной архитектуры в Москве (Центральный парк культуры и отдыха, Главный ботанический сад, Измайловский парк, Лефортовский парк, Водный партер в Химках, парковый ансамбль МГУ на Ленинских горах и др.) были созданы при участии Михаила Петровича Коржева, где он выступал либо как соавтор, либо как руководитель проектов. Михаил Петрович был одним из первых «зелёных архитекторов» Советского Союза, получив в профессиональных кругах звание «Дон Кихот ландшафтный».

Мама — учительница одной из московских школ, где проработала более сорока лет.

Серафима Михайловна Коржева, в девичестве Чувелёва (­1896–1986), родилась в Москве, преподавала русский язык и литературу в гимназии. Воспитывала троих детей: Гелия,
Ветту и Эльдину.

Ветта Михайловна Коржева (1931–2002) окончила экономический факультет МГУ
с красным дипломом, работала экономистом в строительных трестах.

Эльдина Михайловна Коржева (1932–2011) окончила философский факультет МГУ
с красным дипломом, работала в Институте социологии РАН.

1929 — семья Коржевых переехала в один их первых кооперативных домов в 1-м Зачатьевском переулке, дом 13.

1933 — поступил в начальную школу и посещал детскую студию в Государственном музее изобразительного искусства на ул. Волхонке.

С десяти лет учился в детских художественных студиях Москвы.

1936 — учился в изостудии при Доме художественного воспитания Фрунзенского района на Большой Пироговской улице под руководством ученицы В.А. Серова и К.Ф. Юона Антонины Петровны Сергеевой.

В 1939 году был принят в Московскую среднюю художественную школу, в третий класс. В художественной школе началось профессиональное обучение у педагогов-художников. Здесь же зарождалась и творческая дружба среди учеников, дружба, продолжающаяся и до сегодняшнего дня.

1939 — по совету А.С. Сергеевой сдал вступительные экзамены в только что открывшуюся Московскую среднюю художественную школу (МСХШ).

МСХШ была создана по инициативе художников И.Э. Грабаря, К.Ф. Юона, С.В. Герасимова в целях повышения уровня образования подрастающего поколения в профессии. Перед войной школа располагалась на Каляевской, а затем на Переяславской улицах.

По результатам экзаменов Гелий Коржев был принят в третий класс. Среди первого набора в МСХШ были В.Ф. Стожаров, Л.А. Шитов, А.П. Ткачёв, В.И. Иванов, В.З. Пурыгин, А.С. Папикян, К.В. Бахтеева, П.П. Оссовский и др.

Специальные предметы в школе вели художники В.В. Почиталов, М.В. Добросердов, А.П. Шорчев, С.М. Михайловский. Директором был назначен Н.А. Каренберг.

Во второй половине дня 22 июня мы собрались с моим приятелем Димой Краснопевцевым пойти в Третьяковку. С утра я сидел в кабинете отца и рисовал «Испанку». Это был этюд с тети Нюры, которую я решил превратить в страстную испанку. Вот за этим занятием застал меня звонок Димы: «Война!»…

1941 — записался на курсы по подготовке снайперов и выехал на полевые занятия под Смоленск. С приближением боев воспитанники курсов вернулись в Москву.

Во время войны школа выехала в Башкирию и размещалась в большом селе Воскресенское. Два года, проведенных учениками школы в деревне, среди природы, надолго определили творческое лицо школы. Мы, городские ребята, оставшись на два года без музеев и выставок, увидели, что красота находится в природе, в простых людях, что окружали нас.

1941 — по настоянию учителей 25 сентября вместе с последней группой педагогов и воспитанников МСХШ эвакуировался в Башкирию, село Воскресенское. В Воскресенском педагоги постепенно наладили быт и занятия школы.

В 1944 году окончил школу и в этом же году поступил в Художественный институт им. Сурикова на отделение живописи. Много прекрасных художников-педагогов тогда работали в институте. Педагогами у меня были С.В. Герасимов, Н.X. Максимов и В.В. Почиталов. И хотя бытовые условия жизни были трудными, учеба шла очень интенсивно. В группу бывших воспитанников художественной школы, ставших студентами, начали вливаться вернувшиеся с войны фронтовики. Они, люди прошедшие войну и серьезные испытания, принесли с собой горячую жажду знаний.

1944 — школа вернулась в Москву, где была проведена отчетная выставка в залах «Всекохудожника», по результатам которой все воспитанники школы были приняты в Московский художественный институт (МХИ), ныне Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова. С 3-го курса института обучался в мастерской С.В. Герасимова.

1945 — во время учебы в институте вместе с однокурсниками работал в Пушкинском музее, разбирая спасенные Советской армией шедевры Дрезденской галереи.

1946 — вступил в брак с К.В. Бахтеевой 13 августа.

Кира Владимировна Бахтеева (1923–2007) училась в МСХШ с 1939 по 1944 гг. Студентка МХИ с 1944 по 1946 гг. С 1947 года училась на актерском отделении ГИТИСа и окончила его в 1953 году. Состояла в Союзе художников с 1964 года.

В 1950 году я закончил институт, получив звание художника-живописца. Первые самостоятельные шаги всегда трудны. Нужно было найти свою тему, свой язык и просто самого себя. Нужно было на­учиться зарабатывать деньги на жизнь так, чтобы не мешать развитию творчества. Я понимал, что знаний и умения еще очень немного и чтобы развиваться, необходимо участвовать в выставках. Впервые я участвовал в ученической выставке в 1941 году. Там, рядом со старшими художниками и своими товарищами лучше понимаешь свои недостатки и свои возможности. Вскоре в Москве стали организовываться молодежные выставки, которые стали второй школой. На этих выставках мы набирались опыта и уверенности.

1950 — окончил МГХИ им. Сурикова. Дипломная работа «Молодые архитекторы» с оценкой «хорошо». Присвоена квалификация «художник-живописец».

Я довольно рано начал работать педагогом. Мой учитель С.В. Герасимов в 1951 году пригласил меня в Строгановское училище на младшие курсы преподавать живопись. И эта работа была полезной для меня. Уча других, я учился сам. Закончил свою педагогическую карьеру заведующим кафедрой отделения монументальной живописи в 1984 году.

1951 — получил приглашение С.В. Герасимова работать в Московском высшем ху­дожественно-промышленном училище (МВХПУ), бывшее Строгановское, на должности старшего преподавателя, где преподавал до 1958 года. Работал в бригаде П.П. Соколова-Скали над художественным панно для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

1952 — совместно с П.П. Оссовским иллюстрировал книгу А.П. Гайдара «Горячий камень», в том числе «Сказку о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове», для издательства «Детгиз». Выполнял иллюстрации для ряда других издательств.

1953 — 23 мая родилась дочь Ирина.

1954 — на Выставке произведений молодых московских художников с 24 марта по 25 апреля в Выставочном зале Союза художников СССР была представлена первая законченная картина художника «В дни войны».

Был принят в члены Московского союза художников, минуя обязательный кандидатский стаж. Рекомендации в Союз дали его учитель С.В. Герасимов и П.П. Соколов-Скаля. С.В. Герасимов писал в рекомендациях: «Молодой и очень талантливый художник Г. Коржев обладает сильным рисунком и живописью. Очень профессионально владеет своим мастерством. Ведет живопись в Строгановском училище. На Выставке молодых московских художников находится его картина “В дни войны” вполне на очень высоком уровне».

Принимал активное участие в жизни МСХ, в организации и проведении выставок
молодых художников (1954, 1956, 1957, 1958, 1959 гг.). Молодежные выставки дали
путевки в жизнь многим художникам: В.Ф. Стожарову, В.Н. Гаврилову, братьям Ткачёвым, Т.Т. Салахову, И.А. Попову, П.П. Оссовскому, В.И. Иванову, Е.И. Зверькову, братьям Тутуновым, И.В. Голицину, В.М. Сидорову, братьям Никоновым, братьям Смолиным, Д.Д. Жилинскому и др.

1955 — 20 января открылась Всесоюзная художественная выставка в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), где экспонировалась картина «В дни войны».

Послевоенные годы стали временем возмужания художников моего поколения. Война внесла в понятие «социалистический реализм» свои поправки. В искусстве тех лет стало гораздо больше правды. Волна восхвалений стала спадать, а изображение жизни простых людей начало доминировать на выставках.

1956 — с 15 февраля по 15 марта в рамках Второй выставки произведений молодых художников Москвы и Московской области экспонировались картины «Уехали», «­Приехал со стройки», «Осень».

Начал работу над картинами «Утро» и «Машинистка».

С группой художников совершил первую зарубежную поездку в Италию.

1957 — с 21 апреля по 20 мая экспонировались картины «Утро» и «Машинистка» на Третьей выставке произведений молодых художников Москвы и Московской области.

С 20 июля по 20 августа принял участие в Выставке произведений молодых художников Советского Союза к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве.

С 30 июля по 20 августа экспонировалась картина «Утро» на Международной выставке изобразительного и прикладного искусства в Центральном парке культуры и отдыха (ЦПКиО) им. A.M. Горького.

С 5 ноября по 16 марта 1958 г. принял участие во Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

Совершил творческую поездку в Сирию и Ливан.

1958 — с 19 июня по 28 июля экспонировались картины «Интернационал» (правая часть будущего триптиха «Коммунисты») и «Дожди» на Четвертой выставке произведений молодых художников Москвы.

Избран членом Правления Московского отделения Союза художников (МОСХ) РСФСР, где состоял до 1976 г.

Принял участие во Всесоюзной художественной выставке «40 лет ВЛКСМ».

1959 — на Пятой выставке произведений молодых художников Москвы в рамках Недели искусств РСФСР в ЦПКиО им. A.M. Горького экспонировалась картина «Влюбленные».

Б.В. Иогансон в статье «Новая картина Коржева» писал о том, что Г. Коржев — художник мысли, художник глубокого настроения. «В новом произведении — “Влюбленные” — Гелий Коржев верен глубокому серьезному взгляду на жизнь и человеческие судьбы. Картина убеждает. Сама форма живописи высока, чтобы понять, что хочет сказать художник».

Осуществил творческую поездку во Францию.

1960 — закончил работу над триптихом «Коммунисты».

На Первой республиканской художественной выставке «Советская Россия» впервые экспонировался триптих «Коммунисты», а также картина «Влюбленные».

21 июня открылся Первый учредительный съезд Союза художников РСФСР. Г. Коржев был избран секретарем Правления Союза художников РСФСР (до 1968 г.).

Принял участие во Всесоюзной художественной выставке, посвященной XXII съезду КПСС.

Совершил творческую поездку в Великобританию.

1961 — награжден Золотой медалью Академии художеств (АХ) СССР за триптих «Коммунисты». Триптих «Коммунисты» был выдвинут на соискание Ленинской премии.

Закончил работу над картиной «Художник».

Экспонировались триптих «Коммунисты» и картина «Художник» на Всесоюзной художественной выставке.

Участвовал в совместной выставке с А.П. Бубновым в Польше (Краков, Варшава).

1962 — экспонировалась картина «Художник» на 31-й Венецианской биеннале.

Участвовал в выставке «30 лет МОСХ» в ЦВЗ с картиной «В дороге». Выставку посетили члены Политбюро ЦК КПСС во главе с Н.С. Хрущёвым.

Начал работу над полиптихом «Опаленные огнем войны».

Приобрел избу в деревне Рюмниково Ярославской области.

1963 — принял участие во встрече Н.С. Хрущёва с творческой интеллигенцией.

Был избран депутатом Верховного Совета РСФСР VI созыва (1963–1967 гг.).

Присвоено звание «заслуженный деятель искусств РСФСР».

1964 — был избран членом-корреспондентом АХ на XXI сессии АХ СССР.

Был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР.

26 августа родилась дочь Анастасия.

Работал над картиной «Мать» из серии «Опаленные огнем войны».

Был приглашен преподавать на кафедру монументального искусства МВХПУ.

На зональной выставке произведений московских художников «Москва — столица нашей Родины», открывшейся в ЦВЗ «Манеж», экспонировался триптих «Опаленные огнем войны»: «Уличный певец», «Мать», «Следы войны».

Множество выставок — республиканских, всесоюзных, зарубежных, больших и маленьких — стали местами становления и развития моего творчества. Неудачи сменялись удачами и вновь чередовались. И нужно сказать, что неудачное выступление на выставке помогало развитию творчества значительно больше, чем успех.

1965 — участвовал во Второй республиканской художественной выставке «Советская Россия» в ЦВЗ с триптихом «Опаленные огнем войны»: «Уличный певец», «Мать», «Следы войны».

Экспонировался триптих «Опаленные огнем войны»: «Уличный певец», «Мать»,
«Следы войны» — на Седьмой выставке произведений членов АХ СССР.

Участвовал во Всесоюзной выставке «На страже мира».

Возглавил кафедру монументальной живописи МВХПУ.

1966 — 11 октября стал лауреатом Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина за триптих «Коммунисты».

Экспонировались картины «В дни войны», «Влюбленные», «Художник», «Следы войны» и триптих «Коммунисты» на Восьмой выставке произведений членов АХ СССР.

Было присвоено ученое звание профессора.

1967 — На Третьей республиканской художественной выставке «Советская Россия» представил полиптих «Опаленные огнем войны»: «Следы войны», «Мать», «Старые раны», «Заслон», «Проводы».

Закончил работу над картиной «Старые раны».

Экспонировался полиптих «Опаленные огнем войны»: «Следы войны», «Мать»,
«Старые раны», «Заслон», «Проводы» — на Всесоюзной юбилейной художественной
выставке «50 лет советской власти».

Вошел в состав Комитета по Государственным премиям РСФСР в области литературы и искусства.

1968 — на II съезде СХ РСФСР был избран председателем Правления.

Решением Президиума АХ СССР был назначен руководителем Творческой мастерской живописи АХ СССР (в мастерской работали Н.Е. Зайцев, О.П. Филатчев, Т.Г. Назаренко, И.И. Сидельников, Е.А. Корнеев и др.).

Совершил творческую поездку в Нидерланды.

1969 — экспонировались работы «Заслон», «Старые раны», «Проводы» на Девятой выставке произведений членов АХ СССР.

Был командирован Союзом худоников СССР в Польшу.

1970 — был избран действительным членом АХ СССР.

Принял участие во Всесоюзной художественной выставке «25 лет Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне».

Принял участие во Всесоюзной выставке, посвященной 100-летию со дня рождения В.И. Ленина.

Совершил творческие поездки в Италию и Испанию.

1971 — был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Начал работу над картиной «Обреченная».

1972 — принял участие в выставке «Пять советских художников» вместе с Д.Д. Жилинским, Е.И. Зверьковым, В.И. Ивановым и П.П. Оссовским, проходившей в Риме, Милане, Турине, Болонье и Палермо.

В мае выступил с речью на похоронах А.А. Пластова в деревне Прислониха Ульяновской области.

Принял участие во Всесоюзной выставке «СССР — наша Родина», посвященной 50-летию образования СССР (Москва, Кишинёв, Киев, Одесса, Баку).

Было присвоено почетное звание «народный художник РСФСР».

Работал на Творческой даче АХ СССР (вилла Абамелек-Лазаревых в Риме).

1973 — участвовал в IV съезде художников СССР.

Участвовал в выставке «Пять советских художников» в Болгарии (София, Пазарджик), Чехословацкой ССР (Прага, Братислава), ГДР (Карл-Маркс-Штадт) до 1975 года включительно.

Принял участие в выставке произведений членов АХ СССР.

Родился внук Иван Коржев.

Все члены моей семьи — художники, а все вместе мы составляем маленький союз, где есть почти все специальности: живописцы, скульпторы, монументалисты, прикладники, дизайнеры. Нет графиков, но растет маленький внук и есть надежда, что он заполнит этот пробел. Это, конечно, шутка, но радостно, что искусство будет жить в нашей семье, когда старших представителей уже не будет.

1974 — экспонировались картины «В дни войны», «Влюбленные», «Художник», «­Следы войны» и триптих «Коммунисты» на Юбилейной выставке произведений членов Академии художеств СССР к 25-летию преобразования Всероссийской академии художеств в Академию художеств СССР.

1975 — начал работу над картиной «Беседа».

Разработал серию эскизов картин, среди которых был эскиз к картине «Беседа» для здания правительства по предложению заместителя Председателя Совета Министров РСФСР В.И. Кочемасова. Правительство РСФСР отказалось принять авторскую трактовку сюжетов и образов в эскизах Г. Коржева. По рекомендации Г. Коржева на выполнение государственного заказа был приглашен А.А. Мыльников, вместе с учениками создавший парадные шпалеры.

Отметил 50-летний юбилей в деревне Рюмниково. Поздравить юбиляра приехали А.М. Грицай, Т.Т. Салахов, Э.Г. Браговский, А.С. Папикян, Н.П. Гришин и др.

Был избран депутатом Верховного Совета РСФСР IX созыва и членом Президиума Верховного Совета РСФСР.

Принял участие в Международной выставке художников социалистических стран, посвященной 30-летию великой Победы, проходившей в Москве в ЦВЗ «Манеж».

На Пятой республиканской художественной выставке «Советская Россия» экспонировалась картина «Обреченная». Награжден дипломом.

Принял участие в выставке произведений московских художников, посвященной XXV съезду КПСС, с полотном «Обреченная».

1976 — начал работу над картиной «Егорка — летун».

В издательстве «Советский художник» вышел альбом «Г.М. Коржев: Художник и время».

Закончил работу над картиной «Опрокинутый» и продемонстрировал ее на выставке членов АХ СССР.

Открыл и провел IV съезд художников РСФСР.

Отказался от переизбрания на должность председателя Правления СХ РСФСР и рекомендовал С.П. Ткачёва на эту должность.

Принял участие в IV съезде СХ СССР.

Принял участие в организации выставки А.А. Пластова в Манеже (Москва).

Экспонировались картины «Обреченная» и «Опрокинутый» на Всесоюзной художественной выставке «Слава труду!».

Начинает разработку цикла «Тюрлики».

Много времени я отдал и общественной работе в выставкомах, комиссиях и пр., а с 1968 по 1976 год был председателем Союза художников РСФСР. Работа трудная и плохо сочеталась с творчеством. Но за эти восемь лет удалось собрать коллектив совсем новых молодых художников, что явилось фактом прихода новых идей и методов в развитии нашего искусства. Много новых имен и произведений появилось на наших выставках.

1977 — принял активное участие в проведении выставки А.А. Пластова в Ленинграде.

Начал работу над картиной «Дон Кихот и Санчо Панса».

Работал на Творческой даче АХ СССР (вилла Абамелек-Лазаревых в Риме).

Был награжден дипломом Всесоюзной художественной выставки «По Ленинскому пути», посвященной 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

Экспонировались картины «Гомер (Рабочая студия)» и «Опрокинутый» на Республиканской художественной выставке «60 лет Великого Октября».

1979 — присвоено почетное звание «народный художник СССР».

1980 — завершил работу над картинами «Егорка-летун» и «Наезд».

Приступил к созданию картины «Облака 1945 года».

Экспонировалась картина «Егорка-летун» на Шестой республиканской художественной выставке «Советская Россия» в ЦВЗ.

Представил триптих «Коммунисты» и картину «Проводы» на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 110-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина.

1981 — вошел в состав комитета по подготовке юбилея А.А. Иванова.

Выступил с программным докладом о творчестве А.А. Иванова на торжественном
заседании в Большом театре.

1983 — совершил творческую поездку в Индию и Непал.

1985 — за большой вклад в развитие изобразительного искусства награжден
орденом Ленина.

На Седьмой республиканской художественной выставке «Советская Россия» экспонировался натюрморт «Супница и горшки».

1986 — завершил педагогическую деятельность в МВХПУ.

Был награжден Золотой медалью имени М.Б. Грекова за серию работ «Опаленные
огнем войны» и «Облака 1945 года».

В мае умерла мать художника.

На Всесоюзной художественной выставке «Мы строим коммунизм» экспонировались полотна «Беседа», «Дон Кихот», «Супница и горшки».

В декабре умер отец художника.

Начал работу над «Библейской» серией картин.

1987 — участвовал в выставке творческого объединения «Москворечье».

На XV выставке членов АХ СССР экспонировались полотна «Дон Кихот», «Беседа», «Облака 1945 года», «Кости, принесенные из леса», «Супница и горшки».

Был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР за картины «Беседа», «Облака 1945 года», «Дон Кихот».

Картина «Следы войны» экспонировалась на совместной российско-германской выставке «Страх и надежда. Мир и война глазами художников» (Гамбург — Мюнхен —
Москва — Ленинград) по 1988 год включительно.

Совершил творческую поездку на Кипр.

1988 — в издательстве «Художник РСФСР» вышла в свет книга А.Я.  Басырова «История создания одного произведения. Г.М. Коржев. Триптих “Коммунисты”».

1991 — отказался от избрания президентом Академии художеств СССР.

Но главной работой я считал создание картин. Пока был молод, то легко совмещал обе деятельности. С возрастом пришлось оставить только работу в мастерской у холста. Так ежедневно только этим и занимаюсь. Работаю с удовольствием и радостью оттого, что дело всей жизни со мной и я не ошибся, сделав в юности свой выбор. Я могу говорить зрителю о том, что думаю, что люблю, могу поделиться всем пережитым. Это ли не счастье? Но не все так безоблачно. Рядом постоянно живет неудовлетворенность от сделанного, так далекого от совершенства.

1992 — закончил работу над картинами «Мутанты» и «Дополнительный урок».

1993 — принял участие в Восьмой республиканской художественной выставке
«Советская Россия» с картинами «Мутанты» и «Памяти Данаи».

Родился внук Арсений Тишин.

Приступил к работе над картиной «Триумфаторы».

В частной галерее «Риджина» в Москве прошла персональная выставка художника
«Гелий Коржев. Мутанты», где экспонировались произведения из серии «Тюрлики» и картина «Дон Кихот» (1985–1990).

1994 — принял участие в выставке «Искусство России за 100 лет»
в Тайбэе (Тайвань).

1995 — награжден орденом Дружбы. Орден получать отказался.

1996 — началось сотрудничество с коллекционером Реем Джонсоном (США).

1997 — продолжил цикл «О Дон Кихоте» работой над картинами «Дульсинея
и рыцарь» и «Дон Кихот и монах».

Приступил к созданию картины «Осень прародителей».

Продолжил «Бытовую» серию работой над картинами «Встань, Иван!», «Квартирантка», «Блудный сын».

Родился внук Пётр Тишин.

1998 — состоялись похороны народного художника СССР А.М. Грицая —
близкого друга и старшего наставника Г.М. Коржева.

Завершил работу над картинами «Лишенные рая» и «На троих».

1999 — на IX Всероссийской художественной выставке «Россия» в Манеже экспонировались полотна «Дон Кихот и Санчо» (1995–1998), «Дульсинея и рыцарь» (1997–1998), «Дон Кихот и монах» (1997–1998).

Закончил работу над полотнами «В тени креста» и «Адам Андреевич и Ева Петровна».

2000 — Е.В. Зайцев в издательстве «Пассим» к 75-летию со дня рождения художника выпустил альбом «Гелий Михайлович Коржев».

С 28 апреля по 1 октября на выставке «Ради жизни на земле» в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941–1945 годов экспонировались полотна из серии «Опаленные огнем войны».

Экспонировались картины «Благовещение» и «Иуда» на Всероссийской художественной выставке «…Имени Твоему…», посвященной 2000-летию Рождества Христова.

2001 — последний раз принял участие в сессии Российской академии художеств.

Создал полотно «Победа живых и мертвых (Памяти павших)».

Прошло много лет, как я взял в руки карандаш и кисть. Много работ было создано. Много работ ушло из мастерской. След некоторых потерян. Осталась надежда, что где-то они живы и служат людям. Много было радостей и огорчений. И как всегда, мечта впереди, и как всегда, недоступна.

2002 — издательство «Новый Эрмитаж — один» выпустило альбом-монографию В.С. Манина «Гелий Михайлович Коржев».

2003 — полотна «Женский портрет» (1948) и «Обнаженная модель» (1948) экспонируются на выставке «Пути русского импрессионизма» в ГТГ на Крымском Валу.

Стал лауреатом Премии имени М.А. Шолохова «за большой вклад в развитие отечественной и мировой культуры».

На выставке «Берлин — Москва», проходившей в международном выставочном комплексе Мартин-Гропиус-Бау в Берлине, были представлены полотна «Поднимающий знамя», «Следы войны», «Мать», «Старые раны», натюрморт «Серп и молот».

2004 — участвовал в X Всероссийской художественной выставке «Россия».

На выставке «Москва — Берлин», прошедшей в ГТГ, экспонировались картины «Поднимающий знамя», «Следы войны», «Мать», «Старые раны», натюрморт «Серп и молот».

Картина «Художник» экспонировалась на выставке «Варшава — Москва. 1900–2000» в Национальной галерее искусств «Захента» (Варшава, Польша).

2005 — триптих «Коммунисты» экспонировался на выставке «Россия!» в музее Саломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США).

Экспонировалась картина «Заложники войны» на Международной художественной выставке Союза художников России «ПОБЕДА», посвященной 60-летию Победы
в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

Картина «Художник» представлена на выставке «Москва — Варшава. 1900–2000» в ГТГ.

2006 — в журнале «Художник» была опубликована статья В.П. Сысоева «Общественная драма в творчестве Гелия Коржева».

Закончил работу над картиной «Лишенная родительских прав».

На выставке в Государственном Русском музее (ГРМ) «Время перемен. Искусство 1960–1985 гг. в Советском Союзе» экспонировались полотна «Следы войны», «Беседа», «Поднимающий знамя» и «Интернационал».

2007 — в июне умерла жена Кира.

Закончил работу над картинами «Свалка» и «Проситель».

Открылась персональная выставка «Raising the Banner:
The Art of Geli Korzhev» в Музее русского искусства в Миннеаполисе (США)
с посвящением недавно умершей Кире Коржевой.

2008 — на Всероссийской художественной выставке «Отечество»
в Центральном доме художника (ЦДХ) экспонировались полотна «Натюрморт.
В кладовке», «Возле печки», «В чулане» из собрания Союза художников
России.

Прошла совместная со скульптором В.В. Тишиным выставка в Московском доме скульптора.

2009 — участвовал в выставке объединения «Союз русских художников» с картинами «Чулан», «Спас яблочный», «Деревенская лавка».

На XI Всероссийской художественной выставке «Россия» в ЦДХ экспонировались
картины «Скорбный дуэт» и «Свалка».

2010 — принял участие в выставке объединения «Союз русских художников»
с картиной «Переселенцы, 1942».

Началось сотрудничество с коллекционером А.Н. Ананьевым.

2011 — состоялась персональная выставка «Искусство Гелия Коржева» в галерее «Файн Арт» (Москва).

Принял участие в открытии частного музея «Институт русского реалистического
искусства» (ИРРИ) в Москве.

Создал полотно «Пророк».

2012 — закончил работу над картинами «Последние часы на земле»
и «Победитель».

В ГРМ открылась выставка «Без барьеров. Российское искусство 1985–2000»,
на которой экспонировалась картина «Встань, Иван!».

27 августа Г.М. Коржев скончался. Похоронен на Алексеевском кладбище в Москве.

Открылась посмертная персональная выставка «Библия глазами соцреалиста» в ИРРИ (Москва).

Искусство — это приказ часового уходящего часовому заступающему. У нас ушло много прекрасных часовых родной культуры. И сегодня мы на часах, и это многое значит, и скоро нужно будет сдавать пост, и нужно сдать его с честью и достоинством.

2013 — на могиле художника был установлен надгробный памятник, авторами которого являются дочь — Ирина Гелиевна и внук — Иван Владимирович Коржевы.

2014 — на XII Всероссийской художественной выставке «Россия» в ЦДХ экспонировались картины «Указ короля» и «Дон Кихот».

По инициативе и при непосредственном участии семьи художника в Москве создается Фонд культурного и исторического наследия Гелия Коржева.

2015 — в ГРМ на выставке «Новые рассказчики в русском искусстве XX–XXI веков» экспонировались полотна «Влюбленные» и «Встань, Иван!».

2016 — персональная выставка в ГТГ.

Искусство родилось в борьбе со смертью. Человек хочет жить вечно, и даже скорее духовно, чем физически. И эта борьба за бессмертие породила искусство. Оставить свои мысли и чувства своим потомкам, рассказать о времени и о себе, породить что-то более долговременное и живое, чем ты сам, и тем самым продолжать жить рядом со своими внуками.

 

Раздел составлен при участии ученика Г.М. Коржева Н.В. Колупаева