Династия
/
Коржев Михаил Петрович биография

Коржев Михаил Петрович биография

 

Михаил Коржев. 1910 г. Гимназия В.Д.Косицына. М.П.Коржев.

     Михаил Петрович учился в Школе живописи, ваяния и зодчества, которая позднее превратилась во ВХУТЕМАС – высшие художественные мастерские. Работал сначала в мастерской А.В.Щусева, затем Н. А. Ладовского, В. Ф. Кринского, Н. В. Докучаева. Участвовал во множестве конкурсных проектов. Преподавал на основном отделении ВХУТЕМАСа. В качестве дипломной работы представил проект «Международного Красного стадиона в Лужниках», новаторской работы с конструктивными находками. Участвовал в работе «Ассоциации новых архитекторов» (АСНОВА).
   Работы Коржева М.П. этого периода в последнее время экспонировались на престижных выставках «Москва – Берлин» и ««250 лет московской архитектурной школы». Международная оценка ВХУТЕМАСа аналогична оценке русского авангарда в живописи и рассматривается как национальный вклад русской культуры в мировую.
   После окончания ВХУТЕМАСа Михаил Петрович искал себя в строительстве общественных зданий, осуществил несколько проектов, но остался недоволен собой. В конце 20-х – начале 30-х годов прошлого столетия он включается в работу по созданию «Центрального парка культуры и отдыха», первого парка нового типа. Эта работа привлекла лучшие архитектурные силы Москвы. Над планировкой территории Сельскохозяйственной выставки (а это была первая часть будущего ЦПКиО) работали академики А. В. Щусев, И. В. Жолтовский. Вскоре парку были переданы территория Нескучного сада, Воробьевых гор и Лужников, и началась разработка Генерального плана парка. 1928 год стал первым сезоном работы парка.
   Главными архитекторами нового парка были, сменяя друг друга, известные архитекторы К. С. Мельников, Л. М. Лисицкий. В разные годы и в разных ролях в нем работали Б. Н. Глан, Л. Б. Лунц, М. Я. Гинзбург, И. И. Кланг и многие видные проектировщики, инженеры. В специально созданном проектном бюро начинали свою работу в качестве парковых архитекторов Прохорова М. И., Коробов А. С., Черкасов М. И., затем Залесская Л. С, Кычаков И. П., Коржев М. П.
   С 1932 по 1941 год работа была продолжена в специализированной мастерской при Моссовете под руководством А. В. Власова, позднее – В.И.Долганова. ЦПКиО оказался местом, где сформировалось первое поколение проектировщиков и паркостроителей московской школы ландшафтных архитекторов.

Авторский коллектив М.П.Коржева. Проектирование
ПКиО в г.Сталинграде. 1933 г. 
 М.П.Коржев в авторском коллективе. 30-е годы  Конец 30-х годов XX в.

     Накопленный опыт позволил «тиражировать» проекты новых парков в разных городах. Под эгидой Госзеленстроя в начале 30-х годов XX в. начинается интенсивное строительство парков, так что на 1936 год их насчитывалось 200 в разных городах. Только М. П. Коржевым были спроектированы ПКиО в городах: Минске, Воронеже (в соавторстве с Прохоровой М. И.), Сталинграде (в соавторстве с А. С. Корсбез), Измире, Саратове, Новосибирске. Началось озеленение промышленных комплексов. Одна из работ Коржева этого типа – схема озеленения Саранского пенько-джутового комбината.
   Имя Михаила Петровича Коржева чаще всего ассоциируется с Измайловским парком, главным архитектором которого он оставался на протяжении нескольких десятилетий, начиная с 1931 года. Некоторые идеи проекта парка разрабатывались в соавторстве с арх. М. И. Прохоровой.
   Измайлово как усадьба, вотчина, сады, лесной массив существовало с XVII века, т.е. является историческим парком. Это значит, что работа над парком соединяет в себе и сохранение и реставрацию, и реконструкцию парка, и новое проектирование. Это разные задачи, совместить которые нелегко. В советский период территория была выделена под Парк культуры и отдыха.
   По проекту Коржева новым архитектурно-композиционным центром парка должен был стать огромный водоем среди леса. Входная часть парка была запроектирована в виде регулярного партера вокруг круглого озера и системы площадок и парковых сооружений. По мере удаления от входа регулярная система планировки сменялась живописной, и парк переходил в лесопарк с полянами, водоемами и сетью прогулочных аллей. Однако осуществление проекта было затруднено тем, что парк оказался в зоне интенсивной застройки, жилые районы города подошли к границам парка, нагрузка на парк все время увеличивалась. Нужно было делать новые входы, удобные для населения и одновременно способствующие перераспределению потоков посетителей, усиливать защитную, буферную зону парка, предохранять от гибели или восстанавливать насаждения по всей территории парка. В результате проектирование парка приняло перманентный характер, несколько раз возобновлялось и прекращалось, в том числе из-за войны. В 60-е годы XX в. был создан новый Генеральный план Измайловского парка, но другими авторами.
   Период работы в Госзеленстрое с проектированием парков в разных городах РСФСР вновь сменяется работой над парками Москвы в мастерской озеленения при Моссовете. К некоторым из них мы еще вернемся, но пока коротко о парке в Химках, в известном смысле типичном для стиля Коржева этой поры.
   Парк в Химках (1934) предполагалось создать при входе канала Москва-Волга в черту города на основе Покровско-Стрешневского зеленого массива с использованием долины реки Химки. Наличие больших масс воды и рельеф местности позволяли создать сложные системы каскадов и фонтанов, органически включающихся в ансамбль парка. Но главную и самую красивую часть гидропарка представлял партер в долине реки. Продольной осью партера должен был стать широкий канал, украшенный по берегам цветочными коврами. Вдоль канала устраивались каскады, фонтаны, водопады. Вся композиция завершалась водяным павильоном-фонтаном, окруженным террасами с перепадом воды. Этот гидропарк задумывался как «Московский Петергоф» и может быть отнесен к героическому или романтическому стилю, что отличало все строительство канала (если можно было бы отвлечься от первого массового использования зеков). Проект не был осуществлен в силу дороговизны, но как проект был вполне завершен и не забыт: ссылки на него делаются и сегодня.
   Парковый пояс столицы состоял из значительного числа исторических парков, в их числе Кусково, Кузьминки, Петровский парк, Сокольники и др. Все они имели своих главных архитекторов (Долганов, Гриневицкий, Карра, Прохорова) и все нуждались не просто в новом проектировании, но исследовании и реставрации, необходимых для сохранения стиля и особенностей национального русского паркостроения. Этой работой М. П. Коржев занимался постоянно. В его публикациях и архивах имеются разработки практически по всем историческим паркам. Уже в 60-х годах прошлого века в составе Комиссии по охране памятников ландшафтной архитектуры он с группой молодых архитекторов (три человека) описал 84 объекта парковой архитектуры Москвы и Московской области. В середине 1930-х годов Коржев, не ограничиваясь московскими парками, занялся Павловском. Он любил Павловский парк не меньше, чем его любят петербуржцы, и, конкурируя с ними, написал о Павловске статью, которая, судя по цитированию, оставила заметный след в многочисленных публикациях о Павловском парке. В ней М. П. Коржев поднимает серьезный вопрос об изучении нашего собственного паркового наследства в архитектурном аспекте. Раскрываемая автором на примере Павловского парка методика исследования парковой архитектуры и практические выводы представляют большой интерес.
   После войны в столице развертывается мощное строительство, в том числе парков, скверов, садов. 

М.П.Коржев. 1940 г.  Работа над оборонительной
маскировкой столицы
 М.П.Коржев в кругу семьи. 1950 г.

    В 1950-е годы Коржев строит парки: при МГУ (1953-1954), ВИЛАРе (1955, начат в 1940-1941), в Зеленограде (Крюкове – начат в 1939-1940 годах), пейзажный парк в Мытищах (1947-1951). И все это не считая скверов (например, Ильинский, Екатерининский, на Новодевичьей набережной), садов (на Семеновской площади, при Президиуме АН) и т.д.
   «Зеленая схема Москвы» представляет собой сложное образование. Это лесопарки и загородные парки, образующие внешнее кольцо города. За ними идут большие городские парки и большие сады, образующие второе кольцо. Их дополняют районные парки, детские парки, бульвары, сады, внутриквартальное озеленение. Видимо, при распределении обязанностей в мастерской В. И. Долганова каждый архитектор получал объекты всех уровней. Этим поддерживался и высокий профессионализм, уменье работать с любой архитектурной формой. По крайней мере, по отношению к Коржеву, это именно так. Кусково, Кузьминки, Петровский парк, Лефортово... В этих парках Коржев делал то отдельные элементы и парковые сооружения, то воссоздавал парк целиком. Последнее особенно относится к Петровскому парку, где Коржев сделал все – от проекта до подбора ассортимента растений и заявки на посадочный материал.
   Разумеется, он был не один. Его товарищами были другие талантливые архитекторы мастерской по озеленению – В. И. Долганов, М. И. Прохорова, А. Карра, И. П. Кычаков, Ю. С. Гриневицкий. Их, и не только их, усилиями Москва преображалась. Это было поколение, плеяда профессионалов, которые достигли зрелости в 1950-е годы.
   Вершиной творчества М. П. Коржева стал спроектированный в начале 50-х годов прошлого столетия в соавторстве с М. И. Прохоровой и построенный тогда же новый огромный парк в 160 га на Ленинских горах. Центральная часть парка строится открытыми партерами, открывающими вид на Москву. Партеры с бассейном, газоном и цветами обрамляются формованным кустарником и деревьями. В нишах из кустарников поставлены скульптуры великих ученых. Центральная ось партеров завершается каменными лестницами по склонам Ленинских гор. Вокруг центральной части парка большие лужайки оформляются группами деревьев и кустарников, переходящими дальше в большие древесные массивы, включающие в себя березовые аллеи, липовые рощи, лиственницы и т.д., что создает живописный пейзаж ландшафтного парка. На территории Университета выделены участки для спортивного парка и большого ботанического сада.
   Партер на фоне высотного здания хорошо известен, его часто воспроизводят в фотографиях, но даже в специальных описаниях отсутствует искусствоведческий анализ, связанный с установлением пропорций между вертикалью самого высотного здания и длиной (глубиной) горизонтальной части партера – уникальной задачи проектирования партера при высотном здании.
   После МГУ все формы кажутся «малыми». Но после выхода на пенсию М.П. Коржев создал некоторое количество садов при музеях, которые действительно были малы, но благодаря применению специальных художественных средств казались просторными. Это относится к саду при музее Изобразительных искусств, которые он заканчивал после смерти М. И.Прохоровой, и саду при литературном музее Пушкина на ул. Кропоткинской, дом 12. Маленьким шедевром был и сад дикой флоры, осуществленный на ВДНХ вместе с М. А. Евтюховой (1956-1960). Жаль, что некоторые из работ стали анонимными и не всегда известны даже профессионалам, т.к. осуществлялись Коржевым как частным лицом и совершенно бесплатно. Не зря еще при жизни М. П. Коржева называли «Дон Кихот ландшафтный».

Михаил и Гелий Коржевы. 60-е гг. XX в. М.П. Коржев с дочерью. 1950-е годы. Работы по восстановлению
парка Болотова А.Т.

    Лебединой песней Михаила Петровича Коржева была реставрация парка А. Т. Болотова, которую он выполнил в одиночку в глубоком возрасте (с 1969 г.). Но и она не имела заметного отклика и признания, хотя вся документация была официально подарена городу Богородицку и его музею. В последние годы жизни М. П. Коржев выступил в новом качестве – в роли историка советского этапа садово-паркового искусства.
   Возможность для публикации текстов ему предоставила Е. М. Петоян, возглавлявшая отдел парков Научно-исследовательского института культуры Министерства культуры РСФСР.
   Подводя итоги творческой биографии М. П. Коржева, хочется подчеркнуть, что он испробовал много профессиональных ролей: проектировщика, строителя, исследователя, преподавателя, реставратора, историка, но одну роль он считал главной для себя, и, думается, не зря – роль ландшафтного проектировщика по преимуществу. Поражает его творческая энергия. В разное время и в разной степени он принимал участие в реконструкции, реставрации, проектировании объектов садово-паркового искусства общим числом – более 60 осуществленных объектов, из них 20 – парки и крупные сады и скверы. Все названные в статье работы документированы, основная часть архива М. П. Коржева хранится в музее Истории архитектуры им. А. В. Щусева в Москве.
   Основными чертами профессионального стиля М. П. Коржева были: приподнятость, стремление к масштабности, размах, то, что характерно для стиля эпохи 1930-50-х годов в ландшафтной архитектуре. Однако с самого начала в работах Коржева присутствует лирическая тема, столь характерная для пейзажного парка. Особенность его творчества – умелое и тонкое сочетание этих двух стилей. Коржев одинаково владел искусством проектирования больших форм и прежде всего парков, и малых – вплоть до садов при отдельных зданиях. Именно в этих случаях сказывается его превосходный художественный вкус и прекрасное знание растений. Коржева отличает не только интерес к истории садово-паркового искусства, но и отличное знание ее, что и составляет «культуру» проектирования, владение приемами воздействия на посетителя парка, сада и т.д., умение вызвать в нем определенные чувства, ощущение красоты природы, мира. Особенно бережно он относился к историческим паркам и их реставрации и реконструкции. Ландшафтный архитектор – это не одна, а несколько профессий – необходимо знание форм, цвета, возможностей растений – деревьев, кустарников, цветов на уровне специалиста-ботаника. Коржев работал с ботаниками высшего класса – Н. А. Базилевской, М. А. Евтюховой, но и сам владел этими знаниями в совершенстве, что позволяло ему работать в Институте лекарственных растений, ботанических садах, написать серию статей в журнал «Цветоводство». Однако природа – очень хрупкая система. Сочинить и даже построить парк (сад, сквер) мало, надо уметь и сохранять красоту. К сожалению, некоторые работы Коржева погибли.
   Повторим, М. П. Коржев никогда не был профессионалом-одиночкой. Его талант раскрылся и реализовался благодаря коллективной работе, профессиональному общению в рамках не только специальных мастерских Моспроекта, но и Архитектурного института, Академии архитектуры, ландшафтной секции Союза архитекторов. Он поддерживал связи со специалистами Ленинграда, Риги, Таллина, Киева, Тбилиси. Так, он восхищался реставрацией любимого им Павловска, осуществленной Н. А. Ильинской. Его близким другом на протяжении всей жизни была О. А. Иванова, во многом благодаря усилиям которой осуществлялись контакты между ландшафтными школами Москвы и Петербурга.

 

Литература 

  1. Залесская Л.С. Озеленение столицы. – М, 1953.
  2. Коржев М.П. Из истории планировки первого советского парка // Парк и отдых. НИИ культуры. Труды 51. – М, 1977.
  3. Коржев М.П. История планировки Измайловского парка культуры и отдыха // Парк и Отдых. НИИ культуры. Труды 76. – М, 1978.
  4. Проблемы садово-парковой архитектуры. Сб.ст.  Изд-во Академии архитектуры. – М, 1936.
  5. Северо-западный округ Москвы. Серия: Энциклопедия московских поселений. – М, 1997.
  6. Справочник архитектора. – М, 1957.
  7. Хан – Магомедов С.О. Михаил Коржев. – М: Фонд «Русский авангард», 2009. – 180 с., илл.

ПУБЛИКАЦИИ

  1. Архитектура парков СССР. Альбом. Составители Коржев М. П., Прохорова М. И.  Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР.   1940.
  2. Вопросы озеленения городов. Сообщение В.Долганова, Ю.Гринивицкого, Л.Залесской, М.П.Коржева, М.И.Прохоровой. Материалы ко второму всесоюзному съезду советских архитекторов. 1955. (Печатается в порядке обсуждения).
  3. Долганов В., Коржев М., Прохорова М. Зеленое строительство в Москве. – М, Московский рабочий,  1938.
  4. За социалистический парк. // Журнал, 1932 /со статьями о Центральноу парке.
  5. Коржев М. П. (руководитель работы). Озеленение советских городов. Пособие по проектированию. Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. – М, 1954.
  6. Коржев М., Евтюхова М. Сквер растений природной флоры. Вып. I, II, III, IV. М., 1970 (ВДНХ СССР).
  7. Коржев М.П. и Чаус Е.П. Озеленение жилого квартала. Государственное издательство Архитектуры и градостроительства. – М, 1950 .
  8. Коржев М.П. Курортные парки группы Кавказских Минеральных Вод // Архитектурная газета. 3 марта 1938 г.
  9. Коржев М.П. Некоторые направления научно-исследовательских работ в области паркового строительства // Парк и отдых. Министерство культуры РСФСР, Научно-исследовательский институт культуры. Труды 14. Вып.1. – М, 1973.
  10. Коржев М.П. Павловский парк // Проблемы садово-парковой архитектуры.  Сб.ст. М. Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры.  1936.
  11. Коржев М.П. Парк при Химкинском водохранилище // Строительстве Москвы, 1934, – №2.
  12. Коржев М.П. Парки культуры и отдыха и исторические парки нашей страны // Планировка, благоустройство и строительство парков культуры и отдыха. Министерство культуры РСФСР, Научно-исследовательский институт культуры. Тезисы докладов и сообщений к Всесоюзному совещанию. – М, 1971.
  13. Коржев М.П. Терминология в ландшафтном искусстве // Ландшафтная архитектура.  Сб. ст. Союза архитекторов СССР. Государственное издательство литературы по строительству,  архитектуре и строительным материалам. – М, 1963.
  14. Коржев М.П., Лунева З.С. Садово-парковое искусство Румынии // Городское хозяйство Москвы. 1958, – №3.
  15. Коржев М.П., Прохорова М.И.  Воронежский парк культуры и отдыхе как тип овражного парка // Планировка и строительство городов, 1934, – №2 .
  16. Коржев М.П., Прохорова М.И.. О парке в Лефортово // Строительство Москвы, 1937, – №10
  17. Коржев М.П., Прохорова М.И.. Парк им.Сталина в Измайлове. // Архитектура СССР. 1935,  – № 10-11.
  18. Коржев М.П., Прохорова М.И.. Проектирование парка им.Сталина в Москве // Планировка и строительство городов. 1935,  – №6
  19. Коржев М.П.. Детская железная дорога // Строительство Москвы. Изд-во Московский рабочий, 1940, – №17.
  20. Коржев М.П.. Из истории планировки первого советского парка // Парк и отдых. Министерство культуры РСФСР, Научно-исследовательский институт культуры. Труды 51. – М, 1977.
  21. Коржев М.П.. История планировки Измайловского парка культуры и отдыха // Парк и отдых. Министерство культуры РСФСР. Научно-исследовательский институт культуры. Труды 76. – М, 1978.
  22. Основы градостроительства. Раздел «Озеленение», 1948.
  23. Петоян Е.М., Коржев М.П. Основные принципы цветочного оформления парков малых городов. Рекомендации по использованию в них красивоцветущих травянистых растений природной флоры // Парк и отдых. Научно-исследовательский институт культуры Министерства культуры РСФСР. Труды 94. – М, 1980.
  24. Синтетический театр в Свердловске. Автор, бригада «АСНОВА» // «Советская архитектура», 1932, – №1.

 

ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ

 

ДОЛАНДШАФТНЫЙ ПЕРИОД

 

СТУДЕНЧЕСКИЕ РАБОТЫ, УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

1-ая Сельскохозяйственная выставка. «Старая и новая деревня» или «Деревня современная и новая»

1923 г.

Дипломный проект «Международный Красный стадион»

1926 г.

Печатный корпус фабрики «Госзнак» в Москве

1927 – 1929 гг.

Планировка поселка стекольного завода в г. Лисицанск («Стеклострой»)

1928 г.

«Дом промышленности». Конкурсный проект, автор, бригада «АСНОВА»: Залесская, Коржев, Прохорова, Лисицкий. Вторая премия. См. «Строительство Москвы», 1930, – №3.

1930 г.

Академия наук БССР. Автор, бригада «АСНОВА»

1931 г.

Дворец культуры в Ленинской слободе

1931 г.

Дворец культуры пролетарского района. Автор, бригада «АСНОВА»

1931 г.

Синтетический театр в Свердловске. Автор, бригада «АСНОВА»// Советская архитектура, 1932, – №1.

1932 г.

Хранение архивных материалов: музей Щусева, семейный архив. Публикации: Л. Лисицкого, 1930 г., на немецком языке; Хан-Магомедова, 1960-70-е годы, на немецком языке; ВХУТЕМАС - МАРХИ, 1920-1980, материалы научной конференции, каталог выставки.

 

ПАРКИ

 

Центральный парк культуры и отдыха им. Горького. Проектные работы.

1929-1931 гг.

Парк культуры в г. Измире (Турция)

1931 г.

Парк в Минске

1932 г.

Проект ПКиО в Саратове в соавторстве с Коробовым А.С.

1932 г.

Парк в Сталинграде в соавторстве с Коробовым А.С.

1933 г.

ПКиО в Воронеже в соавторстве с Прохоровой М.И.

1934 г.

ПКиО в Новосибирске, конкурсный проект, 3-я премия

1935 г.

Парк Измайлово в Москве: Генплан, планировка берегов Оленьего, Красного, Круглого прудов, планировка цветочно-декоративного комбината; спорткомбината – стадиона, трибун, конюшни; планировки и проекты станций детской железной дороги

1931-1945 гг.

Проект Химкинского парка (не осуществлен); озеленение пунктов на протяжении канала

1934-1936 гг.

Парк М.В.О. в Лефортове (соавтор М.И. Прохорова). Эскизы парковых сооружений (читальня, летний театр, беседка).

1937 г.

Кузьминки – элементы озеленения и малые формы

1937 г.

Детский парк в Кунцево, генплан и парковые сооружения (соавтор М.И. Прохорова)

1936-1937 гг.

Проектирование города-спутника Москвы: Крюково-Зеленоград

1939-1940 гг.

Петровский парк в Москве: от Генплана до заявки на посадочный материал

1947-1949 гг.

Проект парка на Краснохолмской набережной

1948 гг.

Кусково, эскиз планировки и панорама парка (соавтор М.И. Прохорова)

1950-е гг.

Пейзажный парк в Мытищах (часть Лосиного острова)

1947-1951 гг.

Проект парка и озеленение МГУ на Ленинских горах (соавтор М.И. Прохорова): генплан, фрагменты плана, партер перед главным зданием, внутренние дворы

1953-1955 гг.

Ботанический сад (парк) Лекарственных растений (ВИЛАР),  проект парка и его осуществление

1955 гг.

Эскиз реконструкции парка в усадьбе «Чесменка»

1960-е гг.

Исследование исторического парка «Муромцево» Владимирской области

1960-е гг.

Работы по восстановлению парка Болотова А.Т. в городе Богородицке Тульской области. Рабочие

чертежи, эскизы.

1969-1977 гг.

БУЛЬВАРЫ, СКВЕРЫ, САДЫ, УЧАСТКИ И РЯД МЕЛКИХ СКВЕРОВ В МОСКВЕ

Павильон «Искра» на Красной Пресне

1927 г.

Бульвар «Шарикоподшипник», проекты

1935 г., 1945 г.

Детский парк Перово, проект главного входа и танцевальной веранды

1938 г.

Участие в разработке генплана ВСХВ в Москве

1938-1939 гг.

Участок жилых домов у Курского вокзала: сквер и детская площадка во дворе дома 23-25 по ул. Чкалова

1940 г.

Сквер у Хапиловских прудов

1940 г.

Проект озеленения жилых кварталов на Хорошевском шоссе

1944 г.

Новое Боровское военное кладбище

1943-1944 гг.

Декоративный раздел Ботанического сада на Ленинских горах

1944 г.

Участок перед зданием Президиума АН, Нескучный сад

1945 г.

Участок Постпредства УССР в Леонтьевском переулке

1945 г.

Ильинский бульвар: проект реконструкции

1947 г.

Проект и осуществление озеленения ул. Горького

1947 г.

Проект бульвара у завода ЗИС

1948 г.

Екатерининский сквер, проект фонтана

1948 г.

Сквер на Новодевичьей набережной (соавтор – Карра А.Я.)

1948 г.

Озеленение нового кладбища при Новодевичьем монастыре

1949 г.

Озеленение территории перед Первомайском райкомом

1950-е гг.

Планировка парка – Даниловское кладбище

1950-е гг.

Проект Кутузовского сквера

1950-е гг.

Ботанический сад АН (соавтор Прохорова М.И.) не осуществлен

1950-е гг.

Участок дикой флоры на ВДНХ (в соавторстве с М.Евтюховой)

1956-1960 гг.

Эскиз проекта Детского Ботанического сада в Ленинграде

1961 г.

Сквер  на Семеновской площади

1962 г.

Сад при литературном музее А.С.Пушкина, Кропоткинская, 12

1963 г.

Описание 84 памятников ландшафтной архитектуры (из 150), работа в Комиссии по охране памятников Москвы и Московской области. См. Е.Щукина// Цветоводство, 1964, – №3

1960-е гг.

Курьяновская станция аэрации. Озеленение

1960-е гг.

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

В 1923 году, будучи студентом ВХУТЕМАСа, стал ассистентом В.Ф. Кринского на первых курсах основного отделения архитектурного факультета по дисциплине «Пространство».  Преподавал до 1930 г.

В годы войны (1942-1944) прочел курс лекций по садовопарковому искусству для оставшейся в Москве группы студентов МАРХИ вместо умершего проф. Шервинского.

Организовал в 1963 году «Школу проектирования зеленых насаждений» для членов общества Охраны природы (Фрунзенский район). Всем желающим и преподавал в ней. Занятия проходили два раза в неделю на протяжении 14 месяцев (курс). В каждой группе работали 12-13 человек. Школа просуществовала 6 лет и прекратила существование из-за организационных перестроек.

 

Автор статьи Коржева Э.М.

Декабрь 2000 года

 

Садовник всесоюзного ландшафта

Михаил Коржев в Музее архитектуры

 

В Музее архитектуры открылась выставка главного советского садовника Михаила Коржева. На выставке обозреватель Ъ ГРИГОРИЙ Ъ-РЕВЗИН поражался тому, что с детства любимые им зеленые насаждения, оказывается, имеют автора.


Михаилу Коржеву исполнилось бы в этом году 110 лет. Среди мастеров ландшафтного дизайна он, оказывается, почитается почти как создатель Версальского парка Ленотр во Франции. К сожалению, сама тема садоводства в России какая-то тихая и вообще всплывает только летом, поэтому если Ленотра знает вся Франция, то Михаила Коржева — только отделение архитекторов ландшафтного дизайна при Союзе архитекторов России, в просторечии — "зеленая секция". Этих людей примерно 20 человек. Это вообще-то ошарашивающее открытие — когда узнаешь, что садовника такого масштаба знают 20 человек. О нем нет ни одной книжки, и, честно сказать, я даже не нашел ни одной публикации. Безобразие какое-то. Все равно как если бы в кино никто слыхом не слыхивал про Сергея Эйзенштейна.

Спасибо Музею архитектуры — хотя бы выставку сделали. Очень хорошую академическую выставку — около 70 листов проектов и рисунков в основном из фондов музея и из архива семьи архитектора (сын Михаила Коржева — известный советский живописец Гелий Коржев). Хотя в сопроводительном тексте к выставке куратор Диана Жданова несколько меланхолически сообщает, что начиная с 60-х, когда Михаил Коржев вышел на пенсию, он перестал брать деньги за свои проекты (считая, что государство и так ему платит), а потому нет документов о том, что именно он делал, и множество работ осталось анонимными. Но все же то, что есть, производит очень сильное впечатление. Весь парк "Измайлово". Большой ботанический сад. Парк МГУ на Ленгорах. Парк в Богородицке, усадьбе Андрея Болотова, основателя русского садово-паркового искусства, фактически воссозданный Михаилом Коржевым. Десятки городских скверов. Пожалуй, в Москве он не проектировал только ЦПКиО, все остальные зеленые насаждения города так или иначе выросли по его проекту.

Но даже музей несколько неуверен в ценности всех этих материалов. Во всяком случае, основную работу Михаила Коржева здесь решили укрепить его ранними произведениями 20-х годов, когда он учился, а затем и преподавал во ВХУТЕМАСе. Эта часть наследия Коржева показалась столь значимой, что выставку даже назвали "Авангард и ландшафт", подчеркивая равновесие двух частей. Название, конечно, классное, очень завлекательное, но обманывающее зрителя — он ждет каких-то авангардных экспериментов с ландшафтом, а ему вместо этого авангард отдельно, а ландшафт отдельно.

Что касается авангарда, то сегодня, вероятно, при фантастически взлетевших ценах на эту продукцию работы Михаила Коржева представляют очень большой интерес. Но с точки зрения истории искусства это учебные работы второго ряда. Михаил Коржев учился у Николая Ладовского, проект "Красного стадиона", который занимает в МУАРе почетное место, является вполне эффектной дипломной работой, но ничего оригинального по сравнению со своим учителем Михаил Коржев сказать, конечно, не мог. В принципе по представленным проектам видно, что до знакомства с Ладовским он в большей степени тяготел к архитектурному кубизму, создавая романтические динамические композиции. Впрочем, и в этих построениях он не оригинален, подобный стиль практиковало множество архитекторов периода, который Селим Хан-Магомедов в свое время назвал "революционным романтизмом". Встреча с Ладовским Коржева переучила, появилась спокойная тонкая графика, не лишенная эстетской аккуратности. Пожалуй, это все, что можно сказать про его авангард.

Зато когда в 30-е он занялся садово-парковым искусством, то тут у него, полагаю, просто не было учителей. Архитекторы, обращавшиеся к неоклассике в 30-е годы, хотя бы могли опираться на дореволюционный опыт, но Россия 1900-х годов точно так же не отличалась качеством садово-паркового искусства, как и Россия 20-х. Великие русские парки под Петербургом остались в начале XIX века, в конце века на смену им под европейским влиянием и с некоторым опозданием пришли ботанические сады, учреждения более научного, чем художественного свойства и ориентированные в основном на экзотический растительный материал. Как делать масштабный сад из русских трав, деревьев и цветов, у нас попросту забыли. Михаил Коржев, по сути, изобретал профессию заново.

И изобрел. Люди старшего поколения, помнящие сталинское время, не могут восхищаться сталинской архитектурой — она их давит, кажется им устрашающей и потому безвкусной. Не знаю, испытывают ли они те же чувства при встречах с советскими садами, думаю, что все же нет. Растения — материя, как-то не приспособленная к подавлению. Конечно, в планировке коржевских садов и парков можно при желании увидеть более чем характерные советские черты — триумфальный масштаб, строгую симметрию, выделение главной оси, пристрастие к открытым партерам, где кусты и клумбы выстраиваются как на парад физкультурников. Но не уверен, что воспринимается это как победа тоталитаризма над растительным царством. Пространства Измайловского парка, партера перед МГУ или же Ботанического сада скорее кажутся идеальным местом для прогулок, чем для торжественных маршей. Понятно, что это сталинский рай, но любой сад по замыслу — это рай, и в общем-то реализовать этот замысел чаще всего удается. Во всяком случае, Михаилу Коржеву удавалось.

Вероятно, советское содержание легко может прочитываться и в программе садов. Скажем, тот же Ботанический сад, оказывается, засаживался таким образом, чтобы разные его части символизировали разные советские республики (на этой выставке я в первый раз понял, почему Ботанический сад является частью ВДНХ с ее павильонами тех же республик). Но это ведь совершеннейшая условность, и, честно сказать, плохо читаемая условность. В центре парка Михаил Коржев, оказывается, насадил Кавказ, в северо-западной части — Белоруссию, а в юго-восточной — РСФСР, но как это понять? В художественном же смысле это тончайшая работа по созданию европейских парков из самого, казалось бы, неприметного растительного материала, потому что насадить райский сад из растительности Белоруссии — это вам не пальмы перед отелем сажать, когда все и так понимают, что само бы так не выросло.

Последние лет пять разные люди часто просят найти им садово-паркового дизайнера, и в общем-то это не удается. Один раз позвали авангардных голландцев, но те, внимательно изучив ситуацию, предложили насадить алюминиевые деревья среди пластмассового снега, так что и таким способом ничего хорошего не произросло. Иногда кажется, что в России такой климат, что любые попытки насадить здесь райские сады оказываются искусством типа пускания мыльных пузырей и не приживаются. Поэтому полезно напоминать, что дело не совсем в климате. Сад в России вырастить можно, просто для этого нужны усилия империи. Но, к сожалению, даже империя не в состоянии прославить имя своего главного садовника.

03.02.2007

 

Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/739503